Новая выставка Британского музея дает представление о богатой культуре вдоль этих древних маршрутов, но поездка в Центральную Азию предлагает гораздо больше — потрясающую архитектуру, более изысканную еду и дикие походы.
Небольшая горная жемчужина, зажатая между Афганистаном и Китаем, Таджикистан изменился с 2009 года. Тогда, приземлившись в маленькой столице Душанбе в 3 часа ночи, с разрешением на треккинг и пригласительным письмом в руках, я прибыл в практически безлюдный аэропорт и город, освещенный несколькими электрическими фонарями. Сегодня вам не нужна виза, и все в Душанбе сильно изменилось.
Бесчисленные строительные работы нарушают жизнь столицы, и было много ошибочных сносов старых театров, чайхан и кинотеатров, построенных в советское время, что вызвало (некоторое) возмущение. Но трудно быть слишком пессимистичным по отношению к центральной артерии города, проспекту Рудаки. Частично скрытая старыми деревьями, со статуями, фонтанами и парками, она остается одной из самых красивых улиц в Центральной Азии, представляя собой своего рода переулок влюбленных, заполненный прогуливающимися парами. Улица также намекает на идентичность страны.
![](https://ctd.tj/wp-content/uploads/2024/12/rudaki-park-statue-dushanbe-1-1024x512.jpg)
Таджикский язык является разновидностью персидского языка, и главная дорога Душанбе названа в честь мастера персидской литературы X века Рудаки, который родился в пределах современных границ Таджикистана. Наряду с Кораном, книги стихов Рудаки остаются самыми покупаемыми в Таджикистане.
Когда я посетил выставку Шелкового пути в Британском музее (до 23 февраля 2025 года) в Лондоне, я вспомнил о двух вещах: во-первых, что термин «Шелковый путь» — это удобный ярлык для обширных географических пространств, размытых духовных территорий и временной шкалы, простирающейся примерно с 200 г. до н. э. до 1400 г. н. э. И, во-вторых, насколько неотъемлемой частью его был Таджикистан.
![](https://ctd.tj/wp-content/uploads/2024/12/254934044_10159899893338701_8973348109994610383_n_10159899893348701-1.jpg)
Предками современных таджиков были знаменитые согдийцы, которые как посредники и торговцы на дальние расстояния доминировали в торговле с востока на запад, и их влияние достигло пика около 500 г. н. э. Их столицей был торговый центр Мараканда (Самарканд), который сейчас находится в Узбекистане, но по-прежнему имеет большое таджикское население.
Шелк был всего лишь одним драгоценным предметом — наряду со всем, от гранатов и стекла до идей и религий — который путешествовал по этим обширным переплетенным сетям через пустыни и горы и через бесчисленные границы. И сегодня романтическое очарование Шелкового пути все еще тянет путешественников по его различным нитям, от городов Кавказа и портов Турции до музеев Китая. Центральная Азия по-прежнему ощущается как центр всего этого, где не нужно много воображения, чтобы представить, как это было когда-то.
Во время моего последнего визита в Душанбе в Национальном музее Таджикистана я разглядывал крошечную золотую сережку в форме сфинкса, которой более 2000 лет и которая была найдена недалеко от города, и древние фрагменты Будд (выставка Британского музея освещает прогресс буддизма в Центральной Азии с помощью предметов, впервые предоставленных в аренду из Таджикистана). И я рассматривал фрески из Пенджикента, маленького и гостеприимного города, когда-то находившегося в самом сердце древней Согдианы.
На микроавтобусе из Душанбе я направился на северо-запад в Пенджикент. Как только мы выехали из столицы, показались вершины гор, крутые и густо нагроможденные, а женщины на обочинах дорог продавали древнюю закуску кочевников курут (соленые сушеные молочные творожки, свернутые в шарики).
![](https://ctd.tj/wp-content/uploads/2024/12/15665619695_fcd8b27272_b-1.jpg)
Музей Пенджикента, посвященный Рудаки, родившемуся неподалеку, стоит того, чтобы зайти, но на самом деле все дело в посещении выжженных солнцем «Помпеев Средней Азии», археологических раскопок древнего Пенджикента, где на террасе находятся руины некогда значимого согдийского города и крепости.
![](https://ctd.tj/wp-content/uploads/2024/12/ancient-panjakent-17-1-1024x680.jpg)
Продуваемый ветрами и немного заброшенный, этот участок Шелкового пути открыл миру несметные сокровища, включая фрески восьмого века, которые выставлены в Душанбе (другие разделы вывезены в Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге). Пенджикент развивался благодаря торговым путям и своему плодородному положению у реки Зарафшан.
В Пенджикенте также есть несколько приличных базаров, где продают вишневое варенье без косточек, свежий хлеб из тандыра и гигантские кадки с восхитительно густой, йогуртовой чакой, приготовленной с укропом или редисом. Если вы любитель фруктов, вы также можете купить несколько таджикских лимонов с тонкой кожицей.
Запасайтесь всем, что вам нравится, особенно если вы собираетесь в поход вокруг близлежащих Семи озер, цепи бледно-бирюзовых бассейнов в Фанских горах Таджикистана, которые предлагают отличные походы. Хотя эти горы относительно доступны, Высокий Памир, или Крыша мира на другом конце страны, не таков, но предлагает действительно дикие возможности для походов.
![](https://ctd.tj/wp-content/uploads/2024/12/bolshoi-allo-3-1-1024x585.jpg)
Однажды, чтобы добраться до Хорога, ворот в эти горы, я купил последнее место в крошечном двухмоторном турбовинтовом самолете, и мы взлетели, пролетев всего в нескольких метрах от острых краев 7000-метровых гор. В другой раз я возвращался на микроавтобусе, и мне потребовалось 16 часов, чтобы добраться до Душанбе.
Более спокойное приключение ждет вас в северном таджикском городе Худжанд, окруженном абрикосовыми деревьями и полями пшеницы, все они питаются бурными каналами реки Сырдарья, древнего Яксарта, где когда-то плавали и сражались Александр Македонский и его армии.
Источник: The Guardian